С. Б. Охотников, канд. ист. наук, заместитель директора по науке
Одесский археологический музей НАН Украины, ул. Ланжероновская, 4,
Одесса, 65026, Украина
Остров Змеиный – уникальный историко-археологический объект далекого прошлого Украины.
В античную эпоху он назывался Левке – Белый. На нем находился храм бога-героя Ахилла, известного по поэме Гомера “Илиада”. Археологические исследования подтверждают значение Левке в древнем мире, а находки якорей указывают на важное место в системе мореплавания того времени. В районе Змеиного происходил ряд исторических событий, как в средние века, так и в новое время. Это свидетельствует о необходимости дальнейших научных исследований и приданию острову статуса заповедной территории.
Ключевые слова/keywords: остров Змеиный, Илан-Ада, Фидониси, история, археология Северо-западного Причерноморья, античность, культ Ахилла.
В последнее время внимание широкой общественности приковано к острову Змеиному.
Но политические баталии и изменение функциональной сферы несколько заслонили то, чем по-настоящему известен и славен этот остров - его древнюю историю, где как нигде, вероятно, переплетены быль и легенды. За всеми реалиями современной, действительно очень сложной жизни Змеиного, как-то упущено то обстоятельство, что, остров является, в первую очередь, выдающимся памятником истории и культуры Украины.
Что же на самом деле представляет собой остров Змеиный, какие события разворачивались здесь, на небольшом (площадью около 20 га) каменистом клочке суши? Самые ранние письменные свидетельства об острове относятся еще к концу VII в. до н. э. Древние греки, осваивая новые неведомые земли на севере Понта (так они называли Черное море), открыли одиноко стоящий посреди безбрежного водного пространства остров. Они назвали его Левке, что означает белый», светлый», сияющий», и отождествляли с местопребыванием Ахилла – знаменитого героя Троянской войны из поэмы Гомера «Илиада». Остров упоминается в сочинениях многих авторов – Пиндара, Алкея, Еврипида, Аристотеля, Страбона, Плиния и других. Иногда его называли также островом Ахилла, Ахилловой землей, Макарон – «блаженный» [1]. В VI в. до н. э. здесь был воздвигнут храм ионийского ордера и сформировался культ бога-героя, покровительствовавшего мореплавателям и торговцам.
Судя по находкам монет и керамики, сюда приплывали для поклонения и совершения жертвоприношений со всех концов античного мира. В честь Ахилла были поставлены статуи, памятные надписи, две из которых сохранились до сегодняшних дней. Расцвет святилища пришелся на IV– III в.в. до н. э. Именно к этому времени относится наибольшее число монет, найденных на Левке. Значительная их часть принадлежит Ольвии – крупнейшему городу- государству, ставшему патроном храма.
При Митридате VI Евпаторе (I в. до н. э.), распространившем свою власть на все Черное море, Левке использовался как место ссылки, о чем писал знаменитый римский поэт Овидий. В начале II в. н.э. на острове стали дислоцироваться войска Римской империи – V Македонский легион и Мезийская эскадра, использовавшие его выгодное стратегическое положение. Но храм продолжал действовать, хотя с каждым веком число приношений все уменьшалось. С распространением христианства, ставшего государственной религией в IV в. н. э., значение святилища Ахилла упало, и оно прекратило свое существование. Остров стал служить только как хороший ориентир и пристанище для кораблей. Его посещали суда Византии, о чем свидетельствуют находки монет и амфор V-XI вв. [2, 7, 8).
Вполне вероятно, что остров был включен в маршрут передвижения "из варяг в греки и его использовали как стоянку во время своих походов на Константинополь киевские князья – Олег, Святослав, Ольга. Византийский император Константин Багрянородный (Х в.) в своем сочинении "Об управлении государством так описывает путь флотилии руссов: "...благополучно достигнув его (р. Днестр) снова отдыхают... затем они приходят к Селине (Сулинское гирло Дуная). Пока они не минули реки Селины, по берегу за ними бегут печенеги... От Селины они уже никого не боятся и, вступив в Булгарскую землю, входят в устье Дуная. Отражением таких походов является славянская керамика IX-XII в.в., найденная на Змеином. Во второй половине XIII в. снова появляются письменные сведения об острове. В одном итальянском портолане (лоции) он называется Филоксия. Но уже с начала XIV в. проникавшие на северные берега Черного моря мореходы из Генуи и Венеции называют его Фидониси – Змеиный остров.
Это название было заимствовано ими у местных жителей-греков. То же название, но в переводе на турецкий язык Илан-Ада, оставалось за островом и в период владычества на Черном море в XVI-XVIII вв. Османской империи. О том, что ее корабли посещали Змеиный, свидетельствуют керамика, монеты Турции и ее вассала – крымского хана Гази-Гирея (1588-1607 гг.), найденные при раскопках, и, возможно, железный якорь, обнаруженный под водой. Остров упоминается в книге знаменитого путешественника XVII в. Г. Л. де Боплана "Описание Украины: "За 8 лье от гирла Дуная находится низкий остров до 2 лье в окружности, где тоже есть пресная вода. Турки называют его Илан-Ада, то есть остров змей".
Как видим, название острова неизменно сохранялось на протяжении веков у многих народов. Откуда же оно появилось? Первый и самый простой ответ кроется, очевидно, в природных условиях Змеиного.
Здесь вплоть до середины XIX в. в больших количествах водились черные водяные ужи, а также тюлени. Но не исключено, что корни этого названия уходят глубоко в древность. Ведь одним из символов Ахилла также была змея. Бронзовый перстень с её изображением на острове обнаружили археологи. Но господству турок в конце XVIII в. пришел конец. Русские войска при поддержке украинских казаков шаг за шагом освобождали земли Северного Причерноморья. Не остался в стороне и остров Фидониси. В 1775 г. он впервые указан в морском атласе П. В. Пустошкина, ставшего впоследствии контр-адмиралом и вторым после И. М. де Рибаса градоначальником Одессы.
В 1788 г. у Фидониси произошла битва Российского флота с турецкой эскадрой закончившаяся полным разгромом османов. Одним из кораблей-победителей командовал будущий адмирал Ф. Ф. Ушаков. Следы этой битвы в виде ядер от пушек найдены при подводных исследованиях у острова. Наконец, еще одной важной страницей в истории Змеиного являются походы запорожских казаков по Черному морю против турок. Со второй половины XVI в. эти набеги приобретают регулярный характер. Казаки постоянно атакуют и громят турецкие суда и крепости в низовьях Днестра и Дуная. После вхождения Украины в состав Московского государства эти рейды еще более активизируются. Их возглавляют известные атаманы И. Сирко, С. Палий. Во время русско-турецкой войны 1758-1774 гг. запорожцы осуществили ряд славных морских походов на Дунай, совершили даже нападения на Константинополь (Истамбул).
Не исключено, что именно во время этих нападений казаки оставили на острове Змеином две надписи.
На одном камне, вероятно надгробии, помещено: Григорий Попович Зинковский, Ануприй Попович” На другом было вырезано: "Кто будет на сем месте, попомните бога за меня грешного (Архив ОАМ НАН Украины. – Инв. № 59182) [3].
В 1796 г. Фидониси впервые упомянут в литературных произведениях нового времени как место поклонения Ахиллу. Это предположение высказал один из известных польских магнатов И. Потоцкий (знаменитый писатель, автор романа "Рукопись, найденная в Сарагосе ) в вышедшей в Вене книге "Новый перипл Понта Эвксинского". В ней он описывал свои впечатления от путешествия на корабле по Черному морю и сравнивал их с данными античных авторов. В 1801 г. на остров была послана специальная гидрографическая экспедиция под командованием И. М. Будищева, а в 1823 г. план Фидониси был снят Н. Д. Критским, который посчитал развалины на нем остатками храма Ахилла. В научных кругах Фидониси стал известен после публикации в 1826 г. статьи академика Е. Келера о культе Ахилла. Но еще долгое время специалисты не могли попасть на остров.
Лишь в 1841 г. состоялась первая археологическая экспедиция, которую возглавил Н. Н. Мурзакевич – ученый секретарь тогда недавно организованного (1839 г.) Одесского общества истории и древностей. Однако памятникуже был разрушен. С 1837 г. здесь строился маяк, и плиты от храма использовали для его башни. На острове поставили также карантинный пост, чиновники которого на протяжении многих лет вели любительские раскопки. Часть вещей попала в Одессу, а часть, увы, исчезла [6]. Так продолжалось до 1854 г., когда развернулись основные события Крымской войны.
Именно на Змеином Англия и Франция провели совещание перед штурмом Севастополя. По решению Парижского конгресса, состоявшегося после этой войны, правобережье низовий Дуная и Змеиный, принадлежавшие России с 1828 по 1856 гг., вновь отошли в ведение Турции, а с 1879 г. остров стал территорией Румынии. В 1 мировой войне 1914-1918 гг. Россия и Румыния были союзниками, и здесь стоял совместный гарнизон, подвергшийся нападению германского крейсера "Бреслау. На минах, поставленных крейсером, взорвался и затонул вблизи Змеиного эсминец "Лейтенант Зацаренный". В этом же районе погибли российские корабли "Милитина и "Петр Дарси .
В их честь на острове поставлены обелиск, мемориальные доски. Такая же доска установлена в память об экипаже подводной лодки "Малютка', затонувшей во время Великой Отечественной войны – в 1943 г. Наконец, еще одна достопримечательность Змеиного – маяк, построенный в 1843 г. по проекту архитектора Акройда.
Он представляет собой неординарное архитектурное сооружение восьмиугольной формы со стеклянным фонарем вверху [4].
Начиная с 1988 г. специалисты Одесского археологического музея совместно с подводным клубом "Наварэкс” - Navarex Diving Club - стали проводить здесь регулярные исследования.
Благодаря такому продуктивному долголетнему сотрудничеству любителей истории и ученых, получен уникальный материал, в числе которого керамика, монеты, украшения, надписи, крупнейшая – около 50 экземпляров – на Черном море коллекция античных каменных и свинцовых якорей [5].
О Змеином написаны десятки исторических и археологических статей, издана научная монография.
C 2003 г. исследования на Змеином начал проводить Одесский национальный университет.
Нельзя не сказать также, что Змеиный явился одним из мест действия некоторых художественных произведений. Он упоминается у В. Пикуля в книге “Битва железных канцлеров”. В романе английского писателя Дж. Олдриджа "Пленник чужой страны на острове Ахилла развиваются основные действия сюжета. Такова краткая цепочка исторических событий и имен, связанных с островом.
Она еще раз подчеркивает необходимость бережного отношения к этому уникальному уголку нашей страны, где воедино сплелись древняя и современная история, экология, география и геология.
Выход видится в создании здесь заповедной зоны, всестороннем научном изучении, необходимости поставить все работы, ведущиеся на острове и его акватории, под строгий контроль государства.
В частности, прекрасная чистая вода, большое количество морской фауны могут способствовать здесь индивидуальному морскому туризму и рекреации, а также, ставшим сегодня весьма популярными, любительским наблюдениям за дикой фауной. Необходимо дать возможность заинтересованным организациям, археологическим в первую очередь, беспрепятственно проводить здесь свои исследования поскольку до сих пор закрытый статус острова затрудняет даже целенаправленную организацию экспедиций, проходящих по многолетним научным планам Одесского археологического музея.
Все эти меры должны спасти от окончательного разрушения выдающийся памятник истории на территории Украины, как того требует “Закон про охорону культурної спадщини” (ст.22, 27, 30, 31, 32 – 37, 43, 44).
Согласно ему археологический комплекс на Змеином имеет государственное значение и внесен в "Державний реєстр Національного культурного надбання” под охранным номером № 2194.
Таким образом, первоочередными задачами научного археологического исследования на острове являются:
- продолжение плановых экспедиций
- обеспечение охраны культурного слоя на острове и его акватории
- разработка необходимой для научных исследований инфраструктуры на острове
- популяризация исторических и археологических исследований острова Змеиный
- создание музея острова
Литература
1. Охотников С. Б. Ахилл – покровитель Понта // Боговета на Понта. – Варна, 1998. – С. 37-46.
2. Охотников С. Б., Островерхое А. С. Святилище Ахилла на острове Левке (Змеином). – Киев, 1993.
3. Охотников С. Б. Остров Змеиный в античное время и средние века // Одесский государственный университет. Записки исторического факультета. – Вып. 3. – Одесса, 1996. – С. 46-59.
4. Охотников С. Б., Островерхов А. С. Остров Змеиный – проблемы исследования и охраны // Охрана и исследования памятников археологии в Одесской области. – Вып. 1. – Одесса, 1999. – С. 25-27.
5. Охотников С. Б., Островерхов А. С. Якірна стоянка святилища Ахилла на остров1 Левке (Зміїому) // Археология. – 2002. – И 2. – С. 123-131.
6. Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (ХУШ – середина XIX в.) Санкт-Петербург, 2002. – С. 401-416.
7. Оkhotnikov S. В., Ostroverkhov А.S. L`ile Leuke et le culte d'Achille // Pontica. – 1991. – XXIV. – Constanta, 1993. – Р. 53-74.
8. Okhotnikov S. В., Ostroverkhov А. S. Les sources historigues et archeologiques de L`ile Leuke // Sur les traces des Argonautes. – Paris, 1996. – Р. 271-275.
© С. Б. Охотников, 2005